Искусство. Национальные школы живописи.
Четверг, 18.04.2024, 11:00
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная мастер святой агатыРегистрацияВход
Меню сайта

 

эрмитаж

МАСТЕР святой АГАТЫ

Мадонна с Младенцем.

Дерево (тополь), темпера.

Размеры: 58,7 - 39, 3 см. Доска обрезана со всех сторон. Ряд вертикальных трещин. Многочисленные утраты красочного слоя по всей поверхности, особенно на фигуре Младенца.

Происхождение: пост. в 1935 из ГРМ в Ленинграде. Ранее: до 1913 — собр. Н. П. Лихачева в Петербурге.

Инв.№ I-290

Остаток фигуры ангела (справа на верху) навел Босковича (1993) на мысль, что доска является фрагментом композиции большего размера, изображавшей Мадонну в рост, восседающей на троне. Мадонна относится к классическому типу Одигидрии (Путеводительницы): правой рукой она указывает на Младенца, которого держит на левой. Иисус поднимает правую руку с благословляющим жестом, а в другой держит свиток. В списке икон, составленном Лихачевым в 1913 (см.: Лихачев 1993), произведение значилось: «Божья Матерь Тихвинская. XIII век», но было включено в раздел «Италия». Смирнов (1928) определил автора как итало-византийского мастера XIII в. Икона была опубликована Кондаковым (1929) как работа византийского мастера XIV в. Кур-Ахенбах (1950) сочла ее создателем Мастера Мадонны дель Кармине. Как произведение этого художника икона упомянута Маркуччи (1958). Более убедительной представляется атрибуция «Мастер святой Агаты», предложенная Гаррисоном (1950) и впоследствии поддержанная Тартуфери (1986, 1990) и Босковичем (1993). Условное имя этого художника происходит от иконы с изображением св. Агаты в собр. Музея собора, Флоренция. В его творчестве ощутимы византийские реминисценции и воздействие одного из ведущих мастеров флорентийского дученто — Коппо ди Марковальдо. Ярко выраженная индивидуальность художника позволила достаточно убедительно счесть его автором ряда работ, среди которых к эрмитажной доске особенно близки выше названная «Св. Агата», а также «Мадонна с Младенцем на троне» во флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине. Типологически эти три женских образа чрезвычайно схожи. Одинаково трактованы руки с сильно вытянутыми пальцами, лица младенцев с высоким лбом, очень пухлыми щеками и характерной складкой на шее. В иконе из флорентийской церкви фигура Иисуса еще более удлинена. Временны´е рамки, предложенные Гаррисоном (1998) для эрмитажного произведения, — 1276–1300. В путеводителе по эрмитажной выставке «Византия и византийские традиции» 1991 Пятницкий писал об иконе как о произведении XIII столетия, в котором соединены византийские и итальянские традиции, упомянув, что ряд исследователей считают ее автором Мастера св. Агаты.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024