Искусство. Национальные школы живописи.
Воскресенье, 23.02.2020, 12:45
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная перуджиноРегистрацияВход
Меню сайта

 

ПЬЕТРО ПЕРУДЖИНО (1450-1523) PIETRO PERUGINO

 

ПЕРУДЖИНО, ПЬЕТРО ДИ ХРИСТОФОРО ВАНУЧЧИ (Perugino) (ок. 1450-1523 — знаменитый итальянский живописец эпохи позднего кватроченто, учитель Рафаэля. Пьетро Вануччи родился ок. 1450 в небольшом городке Чита делла Пьеве в Умбрии, впоследствии стал гражданином Перуджи — столицы Умбрии. Отсюда произошло и прозвище художника — Перуджино. Первым его учителем был Фиоренцо ди Лоренцо (1445-1522), с 1470 учится во Флоренции в мастерской Андреа Верроккьо (1435/36-1488). Умбрийская школа живописи отличалась декоративностью, изысканным изяществом формы. Под влиянием Флоренции умбрийские мастера большое внимание уделяли изображению человеческого тела и передаче глубины пространства и изображения пейзажа. Перуджино также прекрасно владел искусством монументальной живописи, был мастером четкой, гармоничной в своей ритмике композиции. Известность Перуджино прежде всего принесла его монументальная живопись. Самое раннее его произведение, дошедшее до нашего времени, фреска Святой Себастьян (1478), написанная для церкви Санта Мария Маддалена в Черквето (близ Перуджи). Из всей большой фрески до наших дней сохранилась только фигура святого. В 1481-1482 папа Сикст IV (1471-1484) пригласил в Ватикан С.Боттичелли (1445-1510), Д.Гирландайо (1449-1494), П.Перуджино, Б.Пентуриккио (1454-1513), К.Россели (1439-1507) и др. художников для росписей Сикстинской капеллы. Они должны были написать по шесть фресок на темы Ветхого и Нового Завета. В Сикстинской капелле Перуджино на алтарной стене написал Вознесение богоматери в центре, Рождество и Нахождение Моисея по бокам. В 1530-е фрески Перуджино на алтарной стене были уничтожены по приказу папы Павла III (1534-1549). На их месте сейчас находится фреска Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Страшный суд (1535-1541). На боковой стене капеллы Перуджино была написана фреска Передача ключей (1481-1482), в которой утверждается владычество католической церкви. В центре выделяется Христос и коленопреклоненная фигура Петра, который принимает из его рук символический ключ. Атмосфера наполнена спокойствием и величием. Художник вводит в композицию портреты современников и даже собственный портрет. Перуджино писал многих своих современников. Известны Портрет Алессандро Брачези (ок. 1494, Флоренция, Уффици), знаменитый Портрет Франческо дель Опере (1494, Флоренция, Уффици). В 1491 он принял участие в жюри конкурсной комиссии по рассмотрению проектов украшения фасада собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, в 1504 входил в комиссию художников, которой было поручено выбрать место для установки статуи Микеланджело Давид. В 1490-е у Перуджино множество заказов, есть ученики, две мастерские — в Перудже и во Флоренции. Самые значительные свои произведения он создал в эти годы. Наиболее известным триптихом был Мадонна со святыми (1499, Лондон, Национальная галерея), в центральной части которого изображена мадонна с младенцем, на левой створке — архангел Михаил, на правой — Товий и ангел. Фоном центральной створки служит изящный пейзаж, выполненный в стиле умбрийских мастеров. Тишиной и спокойствием наполнена его работа Явление мадонны св. Бернарду (ок. 1494, Мюнхен, Пинакотека). Строгостью композиционного построения отличается известная Мадонна со святыми (1493, Флоренция, Уффици): в центре мадонна с младенцем, справа — св. Себастьян, слева — Иоанн Креститель. В 90-е были написаны две картины Святой Себастьян, на одной художник дает погрудное изображение святого (ок. 1495, С.-Петербург, Эрмитаж), на другой — в полный рост (ок. 1494, Париж, Лувр). Также в двух вариантах было написано Оплакивание (ок. 1493, Париж, Лувр; другая: 1495, Флоренция, галерея Питти). Одно из лучших станковых произведений Перуджино, Мадонна с четырьмя святыми (ок. 1498, Рим, Ватикан), дает замечательный пример строгой и торжественной трактовки образа мадонны. Фреска Распятие (1496, Флоренция, церковь Санта Мария Маддалена деи Пацци) композиционно разделена на три части, написанные художником архитектурными деталями, которые и организуют композицию. Монументальность и торжественность придают фреске арки, стоящие на столбах с полуколоннами, за которыми виден прекрасный, типично умбрийский пейзаж. В центре помещен крест с распятой фигурой Христа, рядом с которым коленопреклоненная Мария Магдалина. В правой части триптиха — святые Иоанн и Бенедикт, в левой — богоматерь и св. Бернард. В 1496 совет Камбио (биржи) в Перудже решил расписать плафон и стены зала приемов и пригласил для этого Перуджино. Художник украсил плафон аллегорическими фигурами, символами планет, знаками зодиака. На стене против входа он написал две фрески Преображение и Рождество. Главными являются три фрески, на которых изображены герои античности, аллегорические фигуры, пророки, сивиллы. Работа продолжалась с 1496 по 1500. После 1500 его талант стал постепенно угасать, он начал повторяться в своих картинах. Перуджино умер в марте 1523 года от чумы, расписывая фрески церкви в Перудже; эта работа была завершена его учеником Рафаэлем. Перуджино — художник, который, работая в эпоху высокого Возрождения, оставался на позициях кватроченто. В его творчестве отражено стремление к красоте и гармонии, поэтому в его произведениях видно стремление возвысить человека над повседневностью путем поэтизации изображаемых героев и сочетания лиричного пейзажа с архитектурными мотивами.

Работы художника

I(26),VII(42)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz