Искусство. Национальные школы живописи.
Среда, 19.06.2024, 12:15
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж альбани франческоРегистрацияВход
Меню сайта

 

ФРАНЧЕСКО АЛЬБАНИ

Благовещение.Около 1640 г.

Медь, масло.

Размеры: 62-47 см.

Приобр. в 1779 г. из собр.Уолпола, Англия.

Инв.№ГЭ86 

Лк 1: 26–38.

Ханд (1827) упоминал две подобные композиции художника небольшого размера (в настоящее время обе в Лувре, Париж), но подчеркивал, что эрмитажная картина не повторяет ни одну из них. В Музее Тома Анри в Шербуре хранится маленькая картина, в которой фигуры Марии и ангела очень близки аналогичным фигурам в эрмитажном «Благовещении», но композиция растянута в ширину (размер 18 × 23). Наиболее близко эрмитажное «Благовещение» к полотну в церкви Сан Бартоломео в Болонье. По аналогии с ним петербургскую картину обычно датируют началом 1630-х. Пульизи (1999) относит ее к более позднему периоду — ок. 1640 — и предполагает, что заказ исходил от знатного иностранца. Указание на то, что эрмитажная картина в XVII в. находилась в собр. маркиза де Менара, где была гравирована Одраном (Jean Audran), ошибочно, так как по композиции картины значительно отличаются в деталях. В инвентаре собр. кардинала Пьетро Оттобони (1740) значится «Благовещение » Альбани (Olszewski 2004). Предположение Ольшевского, что это могла быть эрмитажная картина, исключается, так как она уже в 1736 находилась в доме Роберта Уолпола в Лондоне.

Крещение. Около 1640-1644 гг.

Холст, масло.

Размеры: 268-195 см.

Приобр. в 1779 г. из собр.Уолпола , Англия.

Инв.№ГЭ29 

Мф 3: 13–17; Мк 1: 9–11; Лк 3: 21–22; Ин 1: 29–34.

Вероятно, изначально полотно имело закругленный верх, как на картине в Национальной Пинакотеке в Болонье (ранее в церкви Сан Джорджо ин Поджале, Болонья), исполненной в 1620– 1624. В верхней части должно было находиться изображение Бога Отца, на что указывают обращенные вверх взоры ангелов и что соответствует традиционной иконографии. Полотно было срезано еще до составления каталога Уолпола (Aedes Walpolianae 1752), там же отмечена композиционная близость обеих картин. Имеются другие варианты композиции, в большей или меньшей степени близкие эрмитажному. Фигуры Христа, Иоанна Крестителя и ангела слева почти в точности повторяют центральную группу из небольшой одноименной картины кабинетного формата, исполненной ок. 1640 (Музей изобразительных искусств, Лион). Эрмитажная картина исполнена ок. 1640– 1644 (Puglisi 1999). В ней нет резких контрастов света и тени, присущих ранним работам мастера, палитра высветленная и выдержана в тонах, характерных для Альбани 1640-х. В 1800 по просьбе архитектора Джакомо Кваренги картина была помещена в церковь Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийская капелла) по случаю освящения. Собственноручная расписка Кваренги сохранилась в Архиве Эрмитажа. Изображение картины присутствует на листе, воспроизводящем помещение Зала и Салон в Хоутон-Холле (Section of the Hall and Salone — воспр.: Set of Prints 1788. Vol. 1. Pl. VIII), где она видна над камином.

Похищение Европы. Около 1640-1645 гг.

Холст, масло.

Размеры: 170-224 см.

Приобр. в 1769 г. из собр. графа Г.Брюля в Дрездене.

Инв.№ГЭ55 

Овидий. Метаморфозы, II, 845–875; Фасты, V, 605–616.

Композиция известна в ряде вариантов. Первым считается вариант из Галереи Уффици, Флоренция (холст, масло. 76,3 × 97), исполненный ок. 1639 (Puglisi 1999. P. 170. N 83). Эрмитажное полотно большего размера, но пейзаж в нем занимает меньше пространства, чем в картине из Галереи Уффици. Наиболее близкие к эрмитажному варианты находятся в галерее Колонна в Риме (173,5 × 223) и в собр. Метюэн в Коршем Корт, Уилтшир, Англия (ок. 169 × 219). Во всех вариантах основная группа фигур по отношению к пейзажу занимает больше пространства, но поза и поворот головы Европы разнятся с эрмитажной картиной, а близкая к эрмитажному варианту фигура Европы изображена на картине из бывшего собр. герцога Лейхтенбергского в Мюнхене, известной по гравюре Якоба Фрея (Jakob Frey) 1732. Однако позы маленького путто у ног Европы различны — в эрмитажной картине он изображен со спины (как в варианте из галереи Колонна), тогда как в мюнхенской — вниз животом, повернувшись к зрителю. Пульизи (1999) предполагает, что эрмитажная версия может быть работой мастерской, и ошибочно считает ее идентичной картине из бывшего собр. герцога Лейхтенбергского, проданной на аукционе в Стокгольме в 1917. Датировать эрмитажное полотно по аналогии с другими вариантами следует периодом 1640–1645.

Святые Жены у Гроба Христа. 1640-1645

Холст, масло.

Размеры: 122-160 см.

В коллекциях с 1923 г., ранее собр. графини С.В.Паниной в Петербурге.

Инв.№ГЭ4795 

Мк 16: 1–8; Мф 28: 1–6; Лк 24: 1–10; Ин 20: 20–13.

Альбани неоднократно обращался к данному сюжету в своих поздних станковых картинах. Сцена встречи жен-мироносиц с ангелом у гроба воскресшего Христа, возможно, была подсказана художнику одноименным произведением Аннибале Карраччи (инв. № ГЭ 92), на что обращают внимание исследователи (Puglisi 1999). Однако трактовка сцены у Альбани совершенно иная: торжественная риторика персонажей Карраччи сменяется изображением маленьких изящных фигурок в пространстве пейзажа. По композиционному решению близка картине «Диана и Актеон», 1639 (Картинная галерея старых мастеров, Дрезден, инв. № 339): повторяется мотив полукруглого свода грота с небольшими фигурами на фоне открывающегося пейзажа. Коленопреклоненная фигура Марии Магдалины, ангел, сидящий у гробницы, по характеру исполнения и позам аналогичны персонажам в алтарной картине «Христос и грешница („Noli me tangere“)», исполненной ок. 1644 (церковь Санта Мария деи Серви, Болонья). Датируется 1640–1645. О других вариантах композиции см.: Puglisi 1999. P. 227–228.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024