СИМОНЕ КАНТАРИНИ
Мадонна с Младенцем и святым Франциском Ассизским.
Холст, масло.
Размеры: 150,5 - 114,5 см.
Поступила в 1815 из собр. императрицы Жозефины в замке Мальмезон близ Парижа, куда была приобретена в 1811 из собр. Вариско.
Инв. № ГЭ 61
Bartolomeo da Pisa. Liber Conformitatum (1399).
В отличие от традиционного изображения здесь Мария не протягивает Иисуса Франциску, а держит у себя на коленях. В XIX в. картина приписывалась Гвидо Рени. В каталогах Эрмитажа (Кат. 1889 — Cat. 1909) высказывались сомнения в этой атрибуции, отмечалась близость к картине Симоне Кантарини «Мадонна с Младенцем и св. Карлом Борромеем» (Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне). Липгарт (Кат. 1912) назвал автором работы Симоне Кантарини, но в Кат. 1916 это имя стоит со знаком вопроса. В настоящее время атрибуция Кантарини общепризнана. Близкая композиция с изображением св. Карла Борромея вместо св. Франциска находится в Штеделевском институте, другие варианты — в Галерее Паллавичини, Рим; Художественно-историческом музее, Вена; Национальном музее Каподимонте, Неаполь. Перечисленные варианты меньшего размера, чем эрмитажная картина. В XIX в. в собр. Микеланджело Гуаланди находилось полотно с аналогичной композицией и изображением св. Франциска, с фигурами в натуральную величину — как в эрмитажном варианте (Gualandi 1840).
Отдых святого семейства на пути в Египет.
Холст, масло.
Размеры: 41 - 31 см.
Поступила между 1774 и 1783.
Инв. № ГЭ 165
Псевдоевангелие Матфея, ХХ.
В каталогах и литературе первоначально картина носила названия «Мадонна с Младенцем», «Святое семейство», «Мадонна, кормящая Младенца». В Кат. 1958 и Кат. 1976 сюжет правильно определен как «Отдых святого семейства на пути в Египет». В каталогах и описях Эрмитажа XVIII — начала ХХ в. картина значится произведением Симоне Кантарини, иногда со знаком вопроса. Ваген (1864) усомнился в принадлежности ее кисти Кантарини. В настоящее время авторство этого художника общепризнано. Манчиготти (Mancigotti, Valsecchi 1975) справедливо связывает с эрмитажной картиной рисунок сангиной в Пинакотеке Брера (Милан), считая его первоначальным наброском композиции. Исследовательница относит композицию к зрелому периоду творчества художника.
Аполлон.
Холст, масло.
Размеры: 78,5 - 67,5 см.
Поступила в 1779 из собр. Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл, Англия.
Инв. № ГЭ 2089
Стилистически картина близка к «Евангелисту Иоанну» (Картинная галерея Государственных музеев в Берлине). Укажем на ошибки, вкравшиеся в некоторые издания. Так, в «Set of Prints» 1788 под гравюрой с эрмитажной картины стоит подпись гравера Picot sculpsit, тогда как в пояснительном тексте к этому изданию автором гравюры назван Ж. Б. Мишель (J. B. Michel). В Кат. 1958 и Кат. 1976 картина по ошибке оказалась среди произведений Элизабетты Сирани с указанием инвентарного номера и размера данного полотна, тогда как указанное там происхождение из венецианского собр. Барбариго (1850) относится к хранящемуся в Эрмитаже «Аполлону» венецианского художника Джованни Кантарини (инв. № ГЭ 7731). С картиной в какой-то мере можно связать рисунок в Галерее Эстенсе, Модена.