Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 08:37
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж аннибале карраччиРегистрацияВход
Меню сайта

 

АННИБАЛЕ КАРРАЧЧИ

Отдых св. Семейства на пути в Египет.Ок.1600г.

Холст, масло.

Размеры: диаметр 82,5 см.

Поступила в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера, в Париже. Ранее: собр. Ж. Стелла (?); собр. Денё де Ла Ну в Париже; собр. Ле Мера (?); собр. П. Кроза в Париже; собр. Л. Ф. Кроза, маркиза дю Шатель, в Париже.

Инв.№ГЭ138

Псевдоевангелие Матфея, XX.

В Эрмитаже картина датируется временем ок. 1600. Познер (1971-II) предложил более позднюю дату — ок. 1604, что представляется обоснованным. Отмечая очень высокое качество живописи пейзажа, Познер указывает на иную манеру исполнения фигурной группы, допуская участие в ней одного из учеников Аннибале, например Альбани. Пеппер (1972) разделяет его мнение. Фигурная группа — Мадонна с Младенцем и ангелом, — написанная в более плотной живописной манере, чем пейзаж, перекрывает хорошо видную в рентгеновских лучах мужскую фигуру, возможно изображение Христа («Христос с ангелами в пустыне»). Беллори (1672) и Фелибьен (1666– 1688, ed. 1725) упоминают тондо Аннибале Карраччи как находящееся в парижском собр. аббата Денё де Ла Ну; с ним идентифицируют эрмитажное тондо Форатти (1913) и Фосс (1924). Познер (1971-II), вероятно, ошибается, считая, что Беллори не видел оригинал и дал описание композиции по копии, находившейся в собр. герцога Орлеанского, затем герцога Сазерленда (ныне — в Художественном музее Принстонского университета, имеет прямоугольный формат). Мнение Познера основано на том, что в этой картине изображены упоминаемые Беллори «ангелы в воздухе» («angioli in aria»), которых нет в эрмитажном тондо. Пульизи (1989) опубликовала принстонскую картину как произведение Франческо Альбани, созданное ок. 1603–1609 под влиянием эрмитажного полотна. Предполагают, что Денё де Ла Ну купил тондо из коллекции Жака Стелла. Известно, что последний, возвратившись в Париж, привез с собою из Италии несколько работ Аннибале, перешедших затем к Ла Ну (см.: Posner 1971-II). По-видимому, с картин, проданных Жаком Стелла, были предварительно сделаны копии, так как в описи наследства, полученного племянницей Стелла, в частности, значится «картина в три фута [сделанная] с Карраччи: пейзаж, фигуры г-на Стелла. Возвращение из Египта; рама позолоченная» («tableau de 3 pieds après Carache; un paysage, les figures de M. Stella. Un retour d’Egypte; bord. Doré» — см.: Guiffrey 1877. Vol. 5. P. 40. N 136). Возможно, до поступления к Пьеру Кроза картина принадлежала комулибо из членов семьи Ле Мера, так как на гравюре Франсуа де Пуалли, сделанной с фигурной группы, изображен герб Ле Мера. Копия круглого формата была в Художественном музее Берна (считалась оригиналом); другая, прямоугольная, проходила на аукционе Кристи в Лондоне 31 июля 1956; третья — в одном из американских частных собраний. Габриель де Сент-Обен сделал набросок с «Отдыха св. семейства» (Dacier 1909–1913).

Автопортрет на мольберте.Исп. во второй половине1590-х гг.

Дерево, масло.

Размеры:42,5-30 см.

Поступил в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера, в Париже. Ранее: собр. П. Кроза в Париже; собр. Л. Ф. Кроза, маркиза дю Шатель, в Париже.

Инв.№ГЭ 148

Вероятно, первоначально художник предполагал написать автопортрет во всю величину доски, о чем свидетельствует заметный невооруженным глазом рисунок, впоследствии перекрытый коричневой краской фона. В каталоге собр. Кроза 1740 (Stuffmann 1968) картина приписана Тинторетто, в Cat. Crozat 1755 названа уже автопортретом Аннибале Карраччи. «Автопортрет» в собр. Галереи Уффици (Флоренция) композиционно полностью совпадает с эрмитажным. На подготовительном рисунке (Королевское собр., Виндзор) также намечены два варианта — во всю величину холста и на мольберте. М. И. Щербачева (Кат. 1958) датирует портрет 1590-ми, Д. Мэон — ок. 1595 (см.: Mostra dei Carracci 1963). Виттковер (1952) и Познер (1971-II) относят к более позднему периоду — ок. 1604. Последний считает, что здесь нашло яркое выражение чувство трагического одиночества. В настоящее время оба «Автопортрета» (флорентийский и эрмитажный), как и рисунок, датируются периодом 1603–1604 (см. каталог выставки: 2006–2007 Bologna — Roma). Высказываются мнения, что он мог быть написан с более раннего автопортрета, так как художник выглядит моложе 44 лет (см.: Bologna 1984; Borea 1986). «Автопортрет на мольберте» послужил образцом для рисованного портрета Аннибале, выполненного Оттавио Леони (ок. 1614, Библиотека Маручеллиана, Флоренция). Он использован также в гравюре Корнелиуса Вермейлена, где в обрамление портретного изображения включены собака, кошка и палитра, чьи изображения присутствуют на картине. Надпись в обрамлении: «ANNIBAL CARACCIUS HUIUS MAGNITU DINIS SE IPSUM DE PINXIT» (Le Blanc 1889. T. 4. P. 110. N 46). «Портрет Аннибале Карраччи» (Академия св. Луки, Рим), который приписывается Антонио Карраччи, основывается также на данном автопортрете. Алессандро Альгарди в рисунке (Библиотека искусств, Берлин) для гравированного портрета, сделанного Симоном Гильеном к изданию «Annibale Carracci. Diverse figure» (Roma, 1646), использовал, возможно, не живописный автопортрет, а виндзорский рисунок.

Святые жены- мироносицы у гроба воскресшего Христа.

Холст, масло.

Размеры: 121-145,5 см.

Поступила в 1836 из собр. У. Кузвельта в Лондоне. Ранее: собр. антиквара Паскуалини в Болонье; собр. кардинала Агукки в Риме; собр. кардинала А. Филомарино в Неаполе; собр. герцогов делла Торре в Неаполе; собр. Л. Бонапарта; собр. У. Кузвельта в Лондоне.

Инв.№ГЭ 92

Мк 16: 1–8; Мф 28: 1–6; Лк 24: 1–10; Ин 19: 20–13.

О приходе жен-мироносиц к гробу Господню на рассвете первого дня недели после погребения Христа повествуют все четыре евангелиста, но их рассказы разнятся в подробностях. М. И. Щербачева (Кат. 1958) датировала картину периодом ок. 1605. Дэнис Мэон (1956) обратил внимание на рисунок в Королевской библиотеке в Турине — ранний эскиз к одной из герм Галереи Фарнезе, с изображением фигур атлантов. На обороте его имеется суммарный набросок, воспроизводящий две женские фигуры — левые на эрмитажной картине. Связав набросок с эрмитажным полотном, Мэон (1956; 2 ed. — 1963) датирует картину 1597–1598, временем работы Аннибале над росписями в Галерее Фарнезе. Познер (1971) считает, что рисунок с женскими фигурами сделан кем-либо из учеников Аннибале, а эрмитажную картину датирует временем ок. 1600. Этой же датировки придерживается Карел ван Тюль (в каталоге выставки 2006–2007 Bologna — Roma). Два рисунка из собр. Лувра (Париж) идентифицированы Катрин Луасель (Loisel 2004) как подготовительные для головы средней женской фигуры и для рук фигуры слева. Существует вариант маленького формата, исполненный, видимо, одним из учеников мастерской, возможно Джованни Антонио Солари (England and the Seicento 1973. N 4; 2006–2007 Bologna — Roma. P. 363. N VIII.6). В инвентаре собр. Карло Маратти 1712 (Galli 1927–1928. P. 65. N 221) упоминается картон Аннибале с изображением двух Марий, которые идут к гробнице. Возможно, это часть картона к петербургской картине. На аукционе собр. кардинала Сильвио Валенти Гонзага в Амстердаме 18 мая 1763 проходила небольшая картина Аннибале Карраччи на тот же сюжет. Судя по ее изображению, на полотне Джованни Паоло Панини, исполненном в 1749 и представляющем галерею кардинала Валенти (Уодсворт-Атенеум, Хартфорд), композиция картины близка к эрмитажной. У Антонио Карраччи есть повторение композиции, где пейзаж занимает большее место, чем у Аннибале (воспр.: Frisoni 1980. Tav. 5). В Городском художественном музее Сент-Луиса хранится поздняя, несколько измененная копия с эрмитажной картины. Другая — в коллекции Кей (Эдинбург). Еще одна копия была в продаже в 1960 (BM. 1960. Supplement. Pl. 6). Мальвазия (Malvasia 1678, ed. 1841) сообщает, что «знаменитая картина, называемая обычно „Три Марии“», была написана для болонского антиквара Лелио Паскуалини (Lelio Pasqualini, каноника церкви Санта Мария Маджоре), затем перешла к кардиналу Джованни Баттиста Агукки, а от него — к кардиналу Асканио Филомарино, архиепископу Неаполя. Позже она была в коллекции племянника Филомарино — герцога делла Торре. Во дворце семьи делла Торре она оставалась до конца XVIII в. Вильгельм Тишбейн (1922), повествуя о захвате Неаполя французами, пишет, что герцог делла Торре и его брат были убиты, дом разрушен и разграблен. Среди похищенных картин он упоминает два произведения Доменикино и «Святых жен у гроба воскресшего Христа» Аннибале Карраччи («…von Annibale Carracci: Die Frauen, welche das Grab Christi besuchen»). В начале XIX в. картина обнаружилась в собр. Люсьена Бонапарта. Впоследствии она оказалась у Кузвельта.

АННИБАЛЕ КАРРАЧЧИ, круг.

Спящая Венера.

Дерево, масло.

Размеры: 23 × 35,5 см. (овал)

Изначально имела форму восьмиугольника, позднее дополнена до овала приставками снизу и по бокам; в верхней части край срезан до овала.

Поступила в 1779 из собр. Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл, Англия. Ранее: в 1736 —собр. Р. Уолпола в Лондоне (Даунинг-стрит, 10), затем в Хоутон-Холле.

Инв. № ГЭ 146

В Cat. Walpole 1736 картина дана под именем Корреджо, в дальнейшем — в собр. Уолпола и во всех описях и каталогах Эрмитажа конца XVIII — начала XX в. — она значилась как произведение Аннибале Карраччи. Только Дж. Вертю (1955) упомянул ее под именем Лодовико Карраччи. Ханд (1827) допускал возможность изменения атрибуции, но не предложил другого имени. В XVIII–XIX вв. картина высоко ценилась знатоками. Отзывы о замечательных достоинствах произведения (превосходном рисунке, тонком колорите) встречаются в Aedes Walpolianae (1752) и рукописных каталогах Эрмитажа. «Спящая Венера» в числе очень немногих эрмитажных картин вошла в издание Ревея и Дюшена (1828–1834), посвященное наиболее значительным памятникам живописи и скульптуры из европейских музеев. Ваген (1864) отдал должное высокому качеству живописи и не сомневался в авторстве Аннибале Карраччи. До нашего времени картина дошла в сильно обветшавшем состоянии и в Кат. 1958, Кат. 1976 не включалась. Реставрация (1990-е) не выявила высоких достоинств живописи и рисунка, которые восхищали знатоков прошлого. Приходится признать, что «Спящая Венера» исполнена художником, который мог принадлежать к окружению Аннибале Карраччи.

Иоанн Креститель.

Холст, масло.

Размеры: 102 - 90,5 см. На ленте, обвивающей крест, часть надписи: …GNUS DEI (Ecce Agnus Dei — Се агнец Божий)

Поступила в 1769 из собр. графа Г. Брюля в Дрездене.

Инв. № ГЭ 6365

Ин 1: 29, 36.

В собр. Брюля картина считалась произведением Аннибале Карраччи. В пояснительном тексте (Recueil d’estampes Brühl 1754) говорится, что она «fait honneur au pinçau de notre Annibale et mérite d’autant plus d’estime, qu’on voit fort rarement de petite morçeaux de ce grand peintre» («делает честь кисти нашего Аннибале и заслуживает тем большего уважения, что очень редко можно видеть малого размера вещи этого большого живописца»). Столь же высокой похвалы удостоил ее в 1780-е Якоб Штелин (1990). В Cat. 1773 включена под именем Аннибале Карраччи, но с оговоркой, что «знатоки сомневаются в авторстве Карраччи». Ханд (1827) решительно отверг имя Аннибале. В Livret 1838 атрибуция изменена на Лодовико Карраччи. Ваген (1864) вернул имя Аннибале. В Кат. 1889 — Cat. 1909 картина включена как работа Аннибале со знаком вопроса. Липгарт (Кат. 1911 — Кат. 1916) знак вопроса снял. Картина обнаруживает некоторую близость к творчеству Аннибале Карраччи, но стилистически значительно отличается от его произведений. О ее художественных качествах судить трудно, так как живопись сильно смыта.

АННИБАЛЕ КАРРАЧЧИ, копия.

Поругание Христа (Христос в терновом венце).

Холст, масло.

Размеры:53 - 69,5 см.

Поступила в 1897 из собр. князя А. Б. Лобанова-Ростовского в Петербурге. Некоторое время находилась в Царском Селе, в 1931 возвращена в Эрмитаж через «Антиквариат ».

Инв. № ГЭ 6997

Мф 27: 28–30; Мк 15: 17–19.

Судя по надписи мелом на обороте холста, картина некогда приписывалась школе Караваджо. В Эрмитаж поступила как произведение неизвестного художника XVII в. Картина Аннибале Карраччи «Поругание Христа» (или «Христос в терновом венце») была исполнена в 1598 — ок. 1600 для кардинала Одоардо Фарнезе. В настоящее время она идентифицируется с полотном в Национальной Пинакотеке в Болонье (инв. № 6340 — см. каталог выставки: 2006– 2007 Bologna — Roma. P. 358. N VII.30). В свое время эта картина была очень знаменита и неоднократно копировалась. Эрмитажное полотно представляет собой точную, хорошего качества копию с оригинала. Познер (1971. Vol. 2. Р. 38–39) называет ряд копий: в Галерее Дориа Памфили (Рим), в музее Прадо (Мадрид), в собр. Мак Маннерс (Гетшид, Англия). Картину из собр. Эрмитажа Познер не упоминает, так как до недавнего времени она не публиковалась. В собр. Кроза (Stuffmann 1968. N 194) также имелась копия с оригинала Карраччи, вошедшая в собр. Эрмитажа в 1772. Миних (Cat. 1773. N 164) писал о ней: «Ce tableaux… n’est, à ce que pretendent les connoisseurs, qu’une copie fautive» («Эта картина… как утверждают знатоки, не что иное, как искаженная копия»). В Кат. 1797 она также приписывалась Караваджо (нынешнее местонахождение неизвестно; см.: Левинсон-Лессинг 1986. С. 393). Эрмитажное полотно имеет ту же ширину, что оригинал, но по высоте на 7 см меньше. Возможно, наша копия сделана до того, как холст оригинала был надставлен сверху.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024