БАКИАККА (Франческо Убертини)
Легенда о 10 000 мучеников (Мучение святого Акакия).Нач.1520-х г.
Дерево, темпера.
Размеры: 24-52см., часть пределлы Основа состоит из трех горизонтальных досок. С обратной стороны имеются пазы от врезных шпонок. На обратной стороне красная сургучная печать П. В. Деларова.
Пост. в 1926 из Строгановского дворца-музея в Ленинграде. Ранее: собр. П. В. Деларова в Павловске (близ Петербурга); собр. Пекарского; собр. графов Строгановых.
Инв.№ГЭ4155
Картина приобретена Строгановыми из собр. Пекарского, который мог купить ее после того, как она вернулась с парижского аукциона собр. Деларова (1914). В конце XIX в. картина находилась в загородном доме семьи Деларовых в Павловске. Возникновение легенды о 10 000 мучеников относится к XII в. Согласно преданию, язычник Акакий во главе девяти тысяч солдат был послан императорами Адрианом и Антонием в поход в Малую Азию. Ангел обещал Акакию и его воинам победу, если они примут христианство. После победы Акакий со своими солдатами был крещен на горе Арарат. Императоры созвали восточных правителей и приказали пытать отступников, к которым присоединилась еще тысяча человек. Их всех подвергли мучениям: бичевали, гнали по колючкам, бросали на тернии, наконец, распяли (см.: Lexikon 1973. Bd 5. S. 16–17). Картина поступила в музей под условным названием «Гонения и казни первых христиан». В аукционном каталоге собр. Деларова (1914) называлась «Мученики» и сюжет расшифровывался следующим образом: «В присутствии мудрецов мучеников избивают, слева ангел, зажигающий звезды небесные во славу каждого из них». На самом деле ангел не зажигает звезды, а, опустившись на колени, собирает с земли и кладет в корзинку колючки, по которым гнали осужденных. Эта фигура дала возможность правильно определить сюжет, аналогичный ангел повторен в одной из трех досок пределлы с историей св. Акакия, созданных Бакиаккой (Галерея Уффици, Флоренция). Харк (1896), описывая картину во время ее нахождения в собр. Деларова в Павловске, высказал мнение, что работа создана в духе Бакиакки. Однако в аукционный каталог собр. Деларова (1914) она вошла под именем Франческо Дзаганелли, с произведениями которого имеет мало общего. В Описи Строгановского дворца-музея 1922 числилась работой неизвестного флорентийского мастера XVI в. М. И. Щербачева (устно) колебалась между именами двух флорентийских художников — Бакиакки и Франчабиджо, но не пришла к окончательному выводу. Авторство Бакиакки подтверждается сравнением с рядом его произведений, в частности с пределлой на тот же сюжет, выполненной этим художником для алтаря другого мастера — Джованни Антонио Солиани (1492– 1544). Алтарь Солиани «Мучение св. Акакия» (церковь Сан Лоренцо, Флоренция) подписан и датирован 1521. Пределла к нему, хранящаяся в Галерее Уффици, создана Бакиаккой примерно ок. 1522. В двух досках — петербургской и флорентийской («Мучение св. Акакия», Галерея Уффици, Флоренция) — сходны не только лица и позы персонажей, но и мелкие, однако характерные детали: пригорок на первом плане, поросший травой; веревки на руках осужденных, завязанные своеобразной петлей; воротники, отделанные пятнистым мехом. На основании сходства с флорентийской пределлой эрмитажный фрагмент может быть также датирован началом 1520-х.
БАКИАККА (Франческо Убертини),круг.
Поклонение Младенцу Христу.
Дерево, темпера.
Размеры: 114,5-85 см. Основа паркетирована.
Пост. в 1919. Ранее: собр. В. Д. Набокова в Петербурге.
Инв.№ГЭ6411
Произведение создано, скорее всего, кем-то из художников круга Бакиакки. Тип лица Мадонны, трактовка фигур восходят к ряду работ Бакиакки, в частности: «Ева с детьми» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Леда» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк, собр. Джона Лински), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (местонахождение неизвестно; воспр.: Berenson 1963. Pl. 1245).
БАКИАККА (Франческо Убертини),копия.
Адам и Ева.1570-е гг.
Холст (переведена с дерева), масло.
Размеры: 179-147см.
Пост. в 1923 из ГМФ. Ранее: в конце XVIII в. — собр. графа П. С. Мордвинова в Петербурге; собр. графини Е. И. Мордвиновой в Петербурге.
Инв.№ГЭ5562
На втором плане изображена сцена изгнания из рая (Быт 3: 23). В собр. Мордвиновых числилась работой Джулио Романо (Mordvinoff 1786). Эрмитажная картина — сильно увеличенная копия второй половины XVI в. с «Адама и Евы» Бакиакки (Музей искусств, Филадельфия, собр. Джона Джонсона; инв. № 80; дерево. 35,5 × 28; датируется 1516–1520), композиция которой, в свою очередь, восходит к «Аполлону и Марсию» Перуджино (Лувр, Париж). Петербургское произведение связано также с картиной Бакиакки «Ева с детьми» (называлась также «Милосердие») из Музея Метрополитен, Нью-Йорк (инв. № 38.178; дерево, масло. 49 × 23,6). Дзери полагал, что правая часть композиции с фигурой Адама срезана (Zeri 1971. P. 193–194). Копией с работы Бакиакки считал «Адама и Еву» Л. Вентури (1912), с такой же атрибуцией картина включена в Кат. 1958 и Кат. 1994, а в Кат. 1976 — как оригинал мастера. А. Чекки (устно, 1985) предположил, что автором полотна мог быть Мазо ди Сан Фриано. Аукционному дому «Кольнаги» (Лондон) принадлежала аналогичная композиция, которая, как считал Кантелли (см.: Сantelli 1983. Fig. 112), могла быть выполнена молодым Якопо Кименти (Якопо да Эмполи, 1551–1640), когда он находился еще под сильным влиянием Понтормо. Именно к этой версии существует подготовительный рисунок, проходивший на аукционе «Сотби» 7 июля 1999 (лот 22) и также приписанный Якопо да Эмполи. Рисунок (29,2 × 23) выполнен черным и красным мелом и разбит на квадраты для дальнейшего перенесения композиции на холст. Композиция листа во всех деталях, начиная с типа лица Адама, наклона головы стоящего Младенца и кончая формой дерева и распределением масс зелени, соответствует картине дома «Кольнаги». Сцены изгнания из рая нет ни на рисунке, ни на лондонской картине, она появляется только в эрмитажном варианте. Полотно, находящееся в Эрмитаже, отличается от лондонского не только в деталях, но в первую очередь — стилистически. В нем нельзя отметить манеру, характерную для Эмполи, которую можно обнаружить в картине, принадлежавшей «Кольнаги», например, при сравнении ее с «Крещением Христа» из церкви Сан Франческо в Пизе. Эрмитажное произведение могло быть создано кем-то из флорентийских маньеристов второго поколения примерно в 1570-е, когда искусство этого направления, утрачивая сильную эмоциональную окраску и экстравагантность, приобретает черты большей рациональности и рассудочности. Об этом свидетельствует характер лиц Адама и Евы с правильными чертами, холодный инкарнат, специфическая «скульптурная» трактовка форм тела (особенно Адама). Мнение Чекки о возможном авторстве Мазо ди Сан Фриано — гипотеза, имеющая право на существование. Такой же точки зрения придерживается Ла Франсе (2008), в то время как М. Даниеле (устно) считает, что автором полотна мог быть Якопо Цукки.