Искусство. Национальные школы живописи.
Среда, 13.11.2024, 05:40
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж фра анджеликоРегистрацияВход
Меню сайта

 

Фра АНДЖЕЛИКО

 Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским.Ок.1430г.

Фреска.

Размеры: 196-187 см. Фон переписан. Первоначально был красным в золотых звездах.

На книге Фомы Аквинского текст: Coeli enarrant gloriam Dei: et opus manuum ejus annuntiat firmamenturn. Dies dici eructat verbum, et nox nocti annuntiat scientiam. Non sunt loquelae neque sermones quorum non audiantur voces eorum. In ompet terram exivit sonus eorum, et in fines orbis terrae verba eorum. In sole posuit tabernaculum suum, et ipse tamquam sponsus procedens de thalamo suo. Exsultabit ut gigas ad currendam viam sttam. А summo coelo egressio ejus, et occursus ejus usque ad summum coeli: nec est qui se abscondat a calore ejus. Lex Domini immacidata, convertens animas… (с лигатурами) (Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу. И оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще.От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его. Закон Господа совершен, укрепляет душу… — Пс 18: 2–8). Rigans montes de superioribus suis, de fructu operum tuorum satiabitur terra (с лигатурами) (Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. — Пс 103: 13). На книге св. Доминика нечитаемая надпись с латинскими и греческими буквами.

Пост. в 1883, приобретена у художников А. Маццанти и К. Конти во Флоренции. Ранее: до упразднения обители в 1870-х — монастырь Сан Доменико во Фьезоле.

Инв.№ГЭ253

 

Обычно считалось, что фреска, созданная фра Анджелико для монастыря Сан Доменико во Фьезоле, украшала зал капитула. Однако Орланди (1964) отметил, ссылаясь на Феретти (Feretti 1901. Р. 101), что на самом деле роспись находилась на стене коридора над площадкой лестницы, ведущей к кельям второго этажа. Датировали фреску по-разному: Супино (1898) период работы над всем циклом фресок монастыря относит к 1418–1436, Шотмюллер (1911) — между 1430 и 1445; Л. Вентури (1912) датировал эрмитажную композицию временем до 1436, Bан Марле (1928) — после 1449, Поуп-Хеннесси (1952) — до 1433, Орланди (1964) — 1432–1434, Бальдини (1970) — 1430. Датировка Бальдини представляется наиболее убедительной. Коле Ал (2008) предложила датировать фреску временем ок. 1445 — сразу после создания «Мадонны делле омбре» (Музей Сан Марко, Флоренция), отметив большое сходство в обеих композициях образа Марии с Младенцем и сделав предположение о существовании одного картона для этих двух групп. В декабре 1883 по рисунку князя Г. Г. Гагарина для фрески была выполнена золоченая рама. В марте 1884 рама и стекло для нее были готовы.

 Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами.1417-1419 гг.

 Дерево, темпера.

 Размеры: 81-51 см.Верх доски срезан. Основа паркетирована. В верхних углах авторская живопись не доходит до края доски.

 Пост. в 1922 г. из Строгановского дворца-музея в Петрограде.

Инв№ГЭ 4115 

EXPOSICIÓN: Fra Angelico y los inicios del Renacimiento en Florencia Museo Nacional del Prado. Madrid 28/5/2019 - 15/9/2019

Художник обратился к типу «Мадонны Смирения» (Madonna dell’Umiltá). Мадонна, сидящая не на троне, а на земле либо, как в данном случае, на подушке, лежащей на ковре, символизировала одну из основных христианских добродетелей — смирение (о Madonna dell’Umiltá cм.: Meiss 1951. P. 132–145). Лилии в золотой вазе — символ чистоты. Богато орнаментированный ковер решен как продолжение плоскости золотого фона, вне глубины пространства. В настоящее время принадлежность произведения кисти фра Анджелико можно считать бесспорной. Картина органично вошла в состав выставки «Лоренцо Монако, от традиции готики до Ренессанса» (см. каталог выставки: 2006 Firenze). На этой экспозиции было особенно ощутимо влияние, которое Лоренцо оказал на ранние творения Анджелико. Как справедливо отметил Кантер (см.: Firenze 2006), трудность атрибуции Анджелико заключалась в том, чтобы согласовать петербургскую «Мадонну», еще во многом готическую по своему стилю, с более зрелыми и несомненными работами мастера. Процесс этот оказался достаточно длительным. Впервые, в период нахождения «Мадонны с Младенцем и четырьмя ангелами» в собр. Строгановых, А. Вентури (1898, 1911) опубликовал ее под именем Джентиле да Фабриано. С его мнением согласились Л. Вентури (1912), Кроу и Кавальказелле (1914), Липгарт (Кат. Липгарта). Затем Коласанти (1909), который не принял определения Вентури, приписал (1922) картину Арканджело ди Кола да Камерино. С этой атрибуцией она экспонировалась на выставке 1922. Точку зрения Коласанти разделили Ван Марле (1927), Виталини Саккони (1968) и с долей сомнения Поуп-Хеннесси (1952). Первым, кто признал эрмитажную картину работой молодого фра Анджелико, был Лонги (1928, 1940). Его поддержали Раггианти-Коллоби (1955) и с некоторыми колебаниями Салми (1950), Бальдини (1970) и Дзери (1969), но отвергли Поуп-Хеннесси (1952, 1974), Д’Анкона (1953) и Берти (1963). По мнению Поуп-Хеннесси, автор картины — возможно, Арканджело ди Кола. Кристиансен (1982) рассматривал произведение как созданное последователем фра Анджелико ок. 1430. На имени фра Анджелико настаивали Боскович (1976) и Кантер (2005, 2006). Кантер (2005) считает, что наиболее ранними работами фра Анджелико на тему «Мадонна с Младенцем и ангелами» являются картины из Эрмитажа, Национального музея Сан Маттео в Пизе и Музея Бойманс ван Бейнинген в Роттердаме (по поводу авторства последнего произведения высказывались самые разные точки зрения, см.: Kanter, Palladino 2005. N 6). Кантер (ibid. Р. 10) отмечает, что «хронологически первой из них, возможно, была картина из Санкт-Петербурга… наиболее готическая из трех вещей по преувеличенной вывернутости богато расшитого ковра, завитков складок на кайме одежды и деликатной пропорции фигур». Соглашаясь с тем, что петербургская картина относится к раннему периоду творчества мастера, нельзя признать, что по времени она предшествует работам из Пизы и Амстердама, и предложенная для нее Кантером дата — ок. 1415 − кажется слишком ранней. В каталоге флорентийской выставки (2006) Кантер относит картину к концу 1417–1419. Пропорции фигуры Мадонны на эрмитажной картине отличаются от готически вытянутых пропорций Марии в упомянутых выше произведениях. Мастер подчеркнул весомость ее тела, под тяжестью которого прогибается златотканая подушка. Острые крылья музицирующих ангелов, развернутые на зрителя, указывают на то, что мастера занимает проблема перспективы. Ничего подобного нельзя отметить в картинах из Пизы и Амстердама. Представляется, что петербургская «Мадонна» была создана позднее, не ранее чем в начале 1420-х. В Кат. 1958 числится работой Арканджело да Камерино, в Кат. 1976 — фра Анджелико (?), в Кат. 1994 — приписывается фра Анджелико.

Дарохранительница с изображением Христа и ангелов.1425-1430гг.

 Дерево, темпера.

 Размеры: 65-32 см. резьба обрамления — тополь Золотой фон во многих местах утрачен. На местах утрат — бронза. По всей поверхности — многочисленные потертости, в ряде мест — до грунта.

Пост. в 1911 в дар от наследников графа Г. С. Строганова. Ранее: монастырь Сан Доменико во Фьезоле, в конце XIX принадлежала флорентийскому антиквару С. Бандини, у которого была приобретена Г. С. Строгановым; собр. Г. С. Строганова в Риме. (О местах нахождения реликвария в XIX в. см.: Pini 1999.)

Инв.№ГЭ283

 

Табернакль выдержан в готическом стиле. С двух сторон обрамлен витыми колонками. В тимпане — благословляющий Христос, по краям стрельчатой арки — шесть ангелов, по три с каждой стороны. Первоначально имелись две боковые створки с изображением ангелов (одна — Лувр, Париж; местонахождение второй неизвестно). Кроу и Кавальказелле (1911) первыми предположительно идентифицировали табернакль с тем, который описывал Вазари как выполненный для церкви Сан Доменико во Фьезоле: «…пределла и киворий для святых даров сохранились значительно лучше, а бесчисленные фигурки в небесном сиянии настолько прекрасны, что поистине имеют вид райских, и трудно оторваться от них всякому, кто пройдет» (Vasari — Milanesi 1878. T. 2. P. 510). Эрмитажная дарохранительница находит убедительные аналогии в таких работах Анджелико, как табернакль деи Линайуоли (Музей Сан Марко, Флоренция) и створки из Галереи Сабауда в Турине. Почти все исследователи считают эрмитажный реликварий произведением фра Анджелико. Ван Марле (1928) и Кардайле (1976) приписали его Дзаноби Строцци. Датируется 1425–1430.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024