Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 20:32
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж якобелло албереньоРегистрацияВход
Меню сайта

 

ЯКОБЕЛЛО АЛБЕРЕНЬО

 Небесный Иерусалим.

 Дерево, темпера.

 Размеры:40-32,5 см.

Пост. в 1923 из ГРМ. Ранее: церковь Сан Джованни Эванджелиста, Торчелло; до 1908 — собр. В. В. Клитова.

Инв.№ГЭ6671

Откр 21: 16, 21–22.

Произведение поступило как работа неизвестного итальянского художника XIV в. Опознано М. Босковичем (устно, 1994) как фрагмент полиптиха со сценами из Апокалипсиса (Венеция, Галерея Академии), созданного Якобелло Албереньо. Атрибуция полиптиха Албереньо принадлежит Лонги (Longhi 1947. P. 85–86). OEuvre Албереньо включает в настоящее время всего две работы: подписной триптих с распятием из Галереи Академии в Венеции и упомянутый полиптих на тему Апокалипсиса из того же собрания. В Галерее Академии находится пять досок, происходящих из церкви Сан Джованни Эванджелиста в Торчелло. Центральная — «Видение Иоанна- евангелиста на острове Патмосе» (Откр 4: 2–8) — и боковые — «Ангелы жатвы» (Откр 14: 17–18), «Великая блудница» (Откр 17: 3–4), «Явление во славе» (Откр 19: 11–16), «Страшный суд» (Откр 20: 11–13). Размер центральной доски — 95 × 61, боковых — 45 × 33. В тот же комплекс входил и «Небесный Иерусалим» из собр. Эрмитажа. Эрмитажная доска на 5 см меньше в высоту, чем венецианские. Объясняется это тем, что верх ее срезан. Художник изобразил Небесный Иерусалим в соответствии со словами Апокалипсиса в виде четырехугольника с двенадцатью воротами. Чтобы показать, что в открытые ворота «не войдет… ничто не чистое», мастер поместил в каждый проем ангела с молитвенно сложенными руками. Храма в городе нет, «ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец». Над городом на золотом фоне представлен в мандорле и золотом сиянии Вседержитель с книгой в руках и агнцем на коленях, окруженный с двух сторон четырьмя ангелами. Стилистическое и смысловое совпадение всех фрагментов настолько велико, что нет никаких сомнений — эрмитажная доска первоначально входила в состав венецианского полиптиха. Существовала еще одна доска, местонахождение которой в настоящее время неизвестно, также являвшаяся частью данного памятника. Доска под названием «Великая блудница» поступила в Эрмитаж как парная вместе с «Небесным Иерусалимом» в 1923, в 1954 передана в Музей истории религии и атеизма в Ленинграде, откуда была похищена в 1976. Затем она находилась в аукционном доме «Кристи» в Лондоне, и хотя Эрмитаж в 2000 обратился к владельцам, указав, что произведение происходит из коллекции музея, никакой реакции на это не последовало, однако на аукцион картина выставлена не была. Воспроизведение с украденной картины не сохранилось, но в Эрмитаже осталось описание, из которого следует, что сюжет — «Великая блудница» — определяли не правильно: «Справа на золотом фоне — крылатая женщина в белых одеждах с поднятыми руками и нимбом над головой. На груди ее — луна, под ногами синий круг; на небе ангелы изгоняют демона. Внизу — дракон, а правее три коленопреклоненные фигуры. Завершение сцены в виде арки». Совершенно ясно, что представлена не апокалипсическая блудница, а «жена, облаченная в солнце» и архангел Михаил с ангелами, воюющие с драконом (Откр 12: 7–8). Таким образом, полиптих Якобелло Албереньо на тему Апокалипсиса из венецианской Галереи Академии первоначально имел не четыре, а по крайней мере шесть боковых створок.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024