Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 10:30
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж боттичеллиРегистрацияВход
Меню сайта

 

САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ

Святой Доминик. Между 1498-1505 гг.

Холст (переведена с дерева), темпера.

Размеры: 44,5-26 см.

Пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде. Переданы в «Антиквариат» и затем возвращены музею в 1933. Ранее: собр. графа С. Г. Строганова в Петербурге; собр. графа Г. С. Строганова в Петербурге.

Инв.№ГЭ4076, парная к ГЭ4077.

Святой Иероним. Между 1498-1505 гг.

Холст (переведена с дерева), темпера.

Размеры: 44,5-26 см.

Пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде. Переданы в «Антиква- риат» и затем возвращены музею в 1933. Ранее: собр. графа С. Г. Строганова в Петербурге; собр. графа Г. С. Строганова в Петербурге.

Инв.№ГЭ4077, парная к ГЭ4076.

"Имперские столицы: Санкт-Петербург – Вена. Шедевры музейных коллекций" Государственный Эрмитаж 5 октября 2018 - 13 января 2019

С. О. Андросов любезно обратил внимание автора каталога на письмо крепостного художника графа С. Г. Строганова, А. К. Кривощекова, написанное его брату из Петербурга (см.: Казаринова, Егорова 1986). В письме упомянуто «Благовещение» Боттичелли и «Св. Иероним». «За большие деньги купил («Благовещение». — Т. К.) Его Сиятельство граф Сергей Григорьевич. У святого Иеронима прекрасное молитвенное лицо, но он мне нравится меньше» (с. 69). Письмо датировано 18 августа 1842 — таким образом, уже в то время произведение Боттичелли находилось в собрании С. Г. Строганова. Эрмитажные картины вместе с двумя створками со сценой Благовещения (ГМИИ, Москва; инв. № 1610, 1612; 45 × 13 — каждая) составляли единый алтарный образ. Лазарев (1924) полагал, что это фрагменты какого-то большого алтаря. Существует предположение, что все четыре картины могут быть идентифицированы со створками, заказанными Боттичелли Франческо дель Пульезе, чтобы закрывать «Страшный суд» фра Анджелико (Mandel 1967). C этой точкой зрения не соглашается Палла- дио (Kanter, Palladio 2005. Р. 167), считая, что «Страшный суд» (Национальный музей старого искусства, палаццо Корсини, Рим) существовал как самостоятельное произведение, используемое Пульезе для индивидуального поклонения в собственной капелле. Чекки (2005) не согласен с тем, что створки связаны со «Страшным судом» фра Анджелико, и полагает, что фигуры святых более поздние, чем московское «Благовещение». Св. Иероним представлен традиционно в момент раскаяния перед распятием, с камнем в руке, на скале висит его кардинальская шапка. Лазарев (1924) обратил внимание на редкую иконографию в изображении св. Доминика. Над святым, поднявшим руку с благословляющим жестом, виднеется полуфигура Христа, окруженного трубящими ангелами. Христос демонстрирует Доминику свои кровоточащие раны. Лазарев усмотрел здесь отклик на смерть Савонаролы (казнен 23 мая 1498), считая, что тот представлен на картине в образе св. Доминика, которому Христос являет раны как намек на невинно пролитую кровь флорентийского проповедника. Явление Христа св. Доминику может быть истолковано и как предупреждение святого о грядущем дне Страшного суда. Маркова (2002) пишет, что в результате последних исследований она пришла к выводу: на створке представлен не св. Доминик, а другой доминиканский святой — Франциск Феррер. Однако такого святого нет, очевидно, речь идет о св. Винсенте Феррере. Понс (Bоtticelli e Filippino 2004) считает, что скорее это не Доминик, а Винсент Феррер. С этим трудно согласиться, так как обычно этого святого изображали не в профиль, а в фас, держащим в руке открытую книгу со строками из Апокалипсиса. По нашему мнению, художник имел в виду св. Доминика. Силуэт фигуры св. Доминика напоминает силуэт св. Августина в сцене «Видение св. Августина» в пределле алтаря св. Варнавы (Галерея Уффици, Флоренция, ок. 1490). Движение руки, поднятой для благословения, повторяет жест Иоанна Евангелиста в «Короновании Марии» (Галерея Уффици, Флоренция, 1488–1490). В сцене «Раскаяние св. Иеронима» в пределле того же алтаря фигура св. Иеронима точно соответствует фигуре одноименного святого на эрмитажной картине. Харк (1896), Бенуа (1901), А. Вентури (1927), Лайтбоун (1978), Кёрнер (2006) считали эрмитажные произведения работой самого Боттичелли. Л. Вентури (1912), Меснил (1938), Сальвини (1958) — работой мастерской. Бернсон (1932, 1963) признавал картины в большей их части выполненными Боттичелли. Лазарев (1924) относил к мастерской Боттичелли, допуская возможность участия самого мастера. Произведения относятся к позднему периоду деятельности Боттичелли. Лазарев датировал картины 1498. Лайтбоун — временем создания «Распятия» (Художественный музей Фогг, Кембридж), то есть 1500–1505.

САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ, школа.

Молящаяся Мадонна.

Дерево, темпера.

Размеры: 32,5-27 см. Доска сильно изъедена жуком, имеются многочисленные трещины по всей поверхности. Возможно, фрагмент композиции большего размера.

Пост. в 1912 в дар от наследников графа Г. С. Строганова. Ранее: собр. Г. С. Строганова в Риме.

Инв.№ГЭ289

Картина приписывалась Филиппино Липпи (Burckhard 1904). Как произведение Якопо Селлайо упоминается Врангелем и Трубниковым (1909), а также Муньосом (1911). Согласно Липгарту (1910), эта атрибуция принадлежит А. Вентури. В известных композициях Селлайо с изображением сцены поклонения Младенцу (Галерея Палатина, Флоренция; Музей Метрополитен, Нью- Йорк; Палаццо Ка д’Оро, Венеция; Музей искусств Уолтерс, Балтимор) тип Мадонны отличается от эрмитажного, хотя во всех случаях ясно ощутимо воздействие образов Боттичелли. В Кат. 1958, 1976 и 1994 картина вошла как работа школы Боттичелли.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024