АНДРЕА БОНАЮТИ
Фрески испанской капеллы
Это самое крупное и самое выдающееся произведение Андреа Бонайути. Вазари в 1568 году приписывал создание этих фресок Таддео Гадди и Симоне Мартини. В дальнейшем учёные считали, что их автором был Андреа Орканья, пока в 1916 году итальянский исследователь Инноченцо Тауризано не опубликовал текст договора, обнаруженный в архиве.
К январю 1366 года, когда Андреа Бонайути приступил к росписи капеллы, Фра Джакопо Пассаванти уже не было в живых, главным распорядителем завещания стал Фра Цзаноби де Гуаскони. 30 декабря 1365 года он заключил контракт с Андреа, по условиям которого художник должен был закончить роспись капеллы в течение двух лет. Для этого ему предоставлялся дом неподалёку от монастыря, а также солидный гонорар. Работы были закончены до наступления 1368 года.
Единый монументальный ансамбль охватывает все стены и свод зала и содержит исторические сюжеты и аллегории. Идейной основой программы послужили письменные труды Фра Джакопо Пассаванти, в особенности его сочинение «Зерцало истинного покаяния». Эта точка зрения была высказана в 1907 году Л. Вентури и подтверждается современными исследователями.
Своды зала покрыты композициями «Троица», «Воскресение Христово», «Вознесение» и свободным переложением так наз. «Навичеллы», знаменитой мозаики Джотто в атриуме собора Святого Петра: Христос спасает застигнутый бурей корабль апостолов и тонущего Петра – образ, который с раннехристианских времён считался символом миссии церкви, спасающей всё человечество.
На северной стене капеллы, где расположена архитектурная ниша, Андреа изобразил три сюжета из страстного цикла: «Путь на Голгофу», «Распятие» и «Сошествие во ад», причем первая и последняя сцены занимают правый и левый простенки ниши. Учёные отмечают, что изображённая в верхней части стены сцена «Распятия» не имела прецедента во флорентийской живописи, до появления Андреа Бонайути. В ней усматривают влияние сиенской живописной традиции, «Распятия» из Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи, и сцены Распятия, созданной Липпо Мемми в Сан Джиминьяно.
![](/_si/1/s65313485.jpg)
Композиция на восточной стене ансамбля в течение многих лет имела самые разные названия. Вазари (1568) полагал, что это «Орден святого Доминика». Итальянская исследовательница Серена Романо (1976) назвала её «Мистическим телом церкви». Существуют и иные названия этой большой фрески. В отечественной литературе её часто именуют "Триумф церкви". В композиционном отношении она подобна «Триумфу смерти», написанной Буффальмакко в пизанском Кампосанто: несколько разных сюжетов свободно объединены в одну большую живописную конструкцию.
Согласно идейному замыслу, церковь и её институты воплощают истинный путь к святости, при этом особое внимание уделяется ордену Святого Доминика. В левой части изображено здание церкви, прообразом которой был Флорентийский собор (в его создании Андреа Бонайути в 1366-67 годах принимал личное участие). Интересно, что к тому времени купол собора ещё не был построен, однако на фреске художник изобразил его уже с куполом. Перед зданием собора на троне восседают Папа, кардинал и епископ, а также император, король и граф, с одной стороны символизируя единство церковной и светской власти, с другой подчёркивая первенство церкви. Ниже них располагаются банкир, торговец, учёный, художник, женщина и представители более низких слоев общества. Сцена выражает представления доминиканцев об общественном устройстве. Все размещённые перед зрителем фигуры имеют конкретные исторические прототипы (Луттрель, 1972; Оффнер-Штайнвег, 1979). Принято считать, что фигура папы – это Урбан V (хотя С. Романо,1976, считает, что это Иннокентий VI), а фигура императора – Карл IV. Среди других исторических личностей называют Жиля де Альборно (в виде кардинала), Пьера де Лузиньяна или Петра I Кипрейского (в виде короля), Амадея VI Савойского (в виде графа). У подножия папского трона изображены овцы – намёк на паству и миссию пастыря. Перед ними черно-белые собаки, стерегущие стадо. Они являются символом доминиканского ордена - «domini canes» - т.е. «Божьи псы», защищающие паству от опасности. Причём, один пёс обращен в сторону духовенства, другой в сторону светских властей - свидетельство той роли, на которую претендовал Доминиканский орден. Стая собак, направляемая св. Домиником, символизирует спасение орденом заблудших душ и уничтожение волков – еретиков и лжепророков. Далее вправо изображён св. Пётр-Мученик, перечисляющий на пальцах ошибки и заблуждения двенадцати лжеапостолов, которые специально изображены над волками. Далее стоит Фома Аквинский, раскрывший перед группой персонажей книгу «Сумма против язычников».
![](/_si/1/s52375543.jpg)
Чуть выше в центре фрески изображён монах, отпускающий грехи коленопреклонённому человеку. Справа от него находится сцена, не имеющая однозначной интерпретации: изображена панорама цветущих садов. Карабкающиеся на деревья и поедающие вкусные плоды дети символизируют очищение от грехов, а играющие на музыкальных инструментах и танцующие девушки, вероятно, воплощают семь смертных грехов. Самой сложной для интерпретации оказалась композиция из четырёх сидящих возле живой изгороди фигур. Вазари (1568) ассоциировал с ними мирские удовольствия и пристрастия, и большинство современных исследователей придерживаются этой точки зрения. Джозеф Польцер (1995) усматривает в этих персонажах четыре возраста человеческой жизни, а Маргарете Дик (1997) считает их персонификацией внутренних греховных помыслов, по мнению идеолога росписей Фра Джакопо Пассаванти, мешающих людям прийти на исповедь и покаяться – это Ложный стыд, Ложный страх, Чрезмерное упование на Милость божию, и Отчаяние. Слева от сцены покаяния св. Доминик указывает мужам и жёнам верный путь к Райским вратам. У врат Небесной обители стоит св. Пётр, принимающий толпы праведников. За Райскими вратами виднеются тесные ряды многочисленных святых. Лики их устремлены не на входящих, а высоко в небо, где изображён Христос во славе, окружённый поющими и танцующими ангелами. Среди них можно видеть Мадонну, которая значительно отличается размерами. Шкала тщательно продуманных размеров персонажей, каждый из которых должен соответствовать занимаемому статусу, является важной составляющей средневековой иконографии.
![](/_si/1/s81041292.jpg)
На противоположной стене находится фреска с изображением «Апофеоза Фомы Аквинского». Её композиция отличается некоторым схематизмом и симметричностью построения. В центре в верхней части картины на троне восседает Святой Фома в мандорле; он держит раскрытую книгу, на страницах которой написано изречение из «Книги премудрости Соломона». Выражение лица святого и разворот его фигуры обнаруживают сильное влияние фрески из церкви Сан Франческо в Ассизи, и перекликаются с известным «Триумфом св. Фомы», созданным Липпо Мемми. У его ног можно видеть трёх поверженных светом его учения еретиков – это Сабеллиус, Аверроэс и Арий – фигуры их ничтожны в сравнении с фигурой св. Фомы. Вокруг роскошного готического трона парят семь главных добродетелей, а по сторонам от Фомы расположились пророки – Иов, Давид, Моисей, Исайя, Соломон, апостол Павел, и четыре евангелиста Марк, Иоанн, Матфей и Лука.
В нижней части фрески изображены четырнадцать тронов, разделённых посередине узким промежутком. Справа восседают аллегории Свободных искусств: Грамматика, Риторика, Диалектика, Музыка, Астрономия, Геометрия, Арифметика, под которыми располагаются соответствующие античные и библейские представители каждой науки: Присциан, Цицерон, Зенон, Тубалкаин, Птолемей, Эвклид, Пифагор. Каждому трону соответствует одна из семи планет. Символика женских фигур с левой стороны затруднена тем, что подписи под ними давно стёрлись. Вазари (1568) утверждал, что они олицетворяют семь теологических дисциплин. Шлоссер (1896) полагал, что они символизируют Гражданское право, Каноническое право, Физику и теологические науки, представленные Историей, Догматикой, Этикой и Мистикой. Современные исследователи в целом согласны с такой интерпретацией; выдающиеся представители каждой дисциплины, изображённые ниже - это соответственно Император Юстиниан, папа Иннокентий IV, Гиппократ, св. Иероним, св. Дионисий Ареопагит, Иоанн Златоуст и св. Августин.
Южная стена, где располагается главный вход, покрыта фресками со сценами из жизни св. Петра-мученика. Часть этих фресок была переписана предположительно в 1592 году. Особый акцент здесь делается на чудеса, совершаемые св. Петром уже после мученической кончины, в частности на простенке между окнами изображено как пилигримы ищут у его могилы исцеления и утешения. Присутствие в росписях св. Петра-мученика учёные считают следствием желания доминиканцев придать более весомую значимость внешней деятельности их ордена, в то время как присутствие св. Фомы должно выражать внутреннее, идейное кредо этой организации.
В построении сюжетов и их компоновке Андреа Бонайути пользовался рецептами предшествовавших и современных ему мастеров. Кроме того, что он ориентировался на росписи Буффальмакко в пизанским Кампосанто, художник опирался на росписи Джотто в Ассизи и произведения братьев Лоренцетти; манера построения образов и фигур напоминает о работах Аньоло Гадди и Джованни да Милано, который приблизительно в это же время (1365г) расписывал капеллу Ринуччи в ц. Санта Кроче. Фрескам Бонайути присущ спокойный повествовательный тон, лишенный излишней экспрессии и драматизма даже при изображении трагических сюжетов, таких, как «Распятие». Исследователи также говорят о некоторой сухости исполнения, об ограниченной палитре жестов, поз и мимики персонажей, чьи лица подчас выглядят застывшими и лишёнными эмоций. Большим контрастом к этим недостаткам является экстравагантное и щедрое на детали изображение одежд, причёсок и головных уборов. Колорит росписей выдаёт особое пристрастие живописца к ярким цветовым эффектам.
![](/_si/1/s72305057.jpg) |