Искусство. Национальные школы живописи.
Среда, 24.02.2021, 23:20
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная джорджонеРегистрацияВход
Меню сайта

 

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко - ДЖОРДЖОНЕ (1476/1477-1510) Giorgio Barbarelli da Castelfranco - GIORGIONE
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione; 1476/1477—1510) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения. Джордже да Кастельфранко, прозванный Джорджоне (большой Джорджо), родился в небольшом городке Кастельфранко, расположенном неподалеку от Венеции. Произошло это счастливое для итальянского искусства событие в 1477 (или, возможно, 1478) году. Хотя точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих "Жизнеописаний" (1550, 1568). Абсолютно ничего неизвестно и о родителях Джорджоне. В XIX веке совершались попытки наделить художника хоть какой-нибудь родословной — некоторые биографы писали о том, что, якобы, Джорджоне был «незаконным отпрыском знатной семьи». После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли; поэтому позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Подтвердить, однако, его благородное происхождение не получилось. Джордже Барбарелли оказался просто Джорджо. Без родословной и знатных предков. Даже место его рождения — Кастельфранко Венето — установлено лишь предположительно. Именно там, с большой вероятностью, прошли детские годы художника, но о том, как и где он появился на свет, история умалчивает. Ничего не зная о родителях Джорджоне, мы не можем сказать ничего и о его детстве. И уже немало лет историки искусства пытаются понять, кто же, все-таки, был первым учителем одного из самых талантливых и загадочных художников Высокого Возрождения. Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини. В мастерской Беллини он появился в 1506 году, уже вполне сложившимся живописцем, автором таких шедевров, как, например, «Мадонна да Кастельфранко» (этот алтарный образ для церкви Сан-Либерале в Кастельфранко Джорджоне написал по заказу кондотьера Туцио Костанцо). С 1506 года начинается венецианский период в творчестве нашего героя. Сохранилось очень мало документов того времени, содержащих сведения о творческой деятельности художника. Существуют записи о двух официальных заказах, полученных им в 1507, но созданные по этим заказам фрески до нас не дошли. У учителя - Джованни Беллини – Джорджоне усвоил себе глубину и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу. Главным местом его деятельности была Венеция. В 1506 г. писал фрески на внешнем фасаде Фондако деи Тедески в Венеции, в этом проекте участвовал и Тициан. Он писал надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретные заказы, пасторальные пейзажи и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов. Всего четыре года — с 1506 по 1510 - длился зрелый период творчества мастера. В 1506 году он создал «Лауру». Эта картина — одна из немногих точно датированных работ Джорджоне, своеобразная веха на его пути. В разное время «Лауру» приписывали Пальма Веккьо, Джироламо Романино, Превитали, Боккаччино, но потом на ее обороте исследователи отыскали полустертую надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Джордже из Кастельфранко...» Следующая веха— 1508 год, когда Джорджоне и Тициан приступили к работе над росписями наружных стен Немецкого подворья (ФондакодеиТедески), расположенного на набережной Канале Гранде в Венеции. Любопытно, что заказчики даже не оговаривали хотя бы примерной темы цикла фресок. Это обстоятельство красноречиво говорит о славе Джорджоне и о том благоговейном уважении, которое испытывали венецианцы к его мастерству. Вазари писал, что художнику было поручено «исполнить фреской цветную роспись этого здания по его усмотрению... Поэтому, взявшись за роспись, Джорджоне не преследовал иной цели, как показать свое искусство, исключительно следуя своей фантазии». К сожалению, мы не можем сейчас хотя бы приблизительно судить о том, что это были за фрески. Уже в XVI веке они начали разрушаться — не столько, по мнению Вазари, по вине Джорджоне и Тициана, сколько вследствие вредного влияния морского климата на наружные росписи здания. Сейчас от них не осталось практически ничего, но, вероятно, в свое время они были весьма хороши. Художественная комиссия, состоявшая из маститых венецианских живописцев (входил в нее и Джованни Беллини) оценила фрески в 150 дукатов — тогда как сам автор просил лишь 130 дукатов. В этом же, 1508, году Джорджоне начинает работу над «Спящей Венерой» — одним из самых знаменитых своих произведений. Жизнь его, нечувствительно для него самого, едва пройдя зенит, уже близится к закату. В 1510 году осенью в Венеции разразилась эпидемия чумы. Одной из ее жертв стал и наш герой. Умер Джорджоне, по свидетельствам современников, достойно: он не захотел покинуть заболевшую возлюбленную, предпочтя заразиться от нее и кончить свои дни с нею рядом. Несмотря на кратковременность жизни Джорджоне у него было много учеников, к которым принадлежат, между прочим, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Фр. Торбидо (прозванный иль Моро) и сам Тициан. Его работы были закончены Тицианом и Себастьяно дель Пиомбо, что также затрудняет оценку работ. Нет ни одной подписанной картины Джорджоне; некоторые из его неоконченных произведений известны только по копиям и гравюрам. Поэтому атрибуция картин художника представляет достаточно сложную проблему, вызывавшую споры среди историков искусства уже в 16 в. Среди работ, приписываемых Джорджоне большинством исследователей: алтарный образ собора в Кастельфранко (ок. 1504); "Три философа" (после 1505, Вена, Художественно-исторический музей), "Юдифь" (ок. 1502, Эрмитаж), "Спящая Венера" (ок. 1510, Дрезден, Картинная галерея); "Поклонение пастухов" (ок. 1504, Вашингтон, Национальная галерея искусств); "Сельский концерт"(Сегодня приписывается кисти Тициана) (ок. 1508, Лувр). Знаменитая "Гроза" (ок. 1506) из венецианской Академии, которую обычно считают принадлежащей кисти Джорджоне, является одной из первых картин в венецианской живописи, где главным предметом изображения стали пейзаж и атмосферные эффекты.

Работы художника

II(20),III(115)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2021